рельсы-железнодорожные-(Р50,-Р65,-Р75)

 

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы Р50, Р65, Р75 предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов. Обязательные требования к качеству рельсов, обеспечивающие безопасность движения, изложены в разделах 5-8 настоящего стандарта.

Классификация рельс

4.1. Рельсы подразделяют: по типам:

  • Р50,
  • Р65,
  • Р65К (для наружных нитей кривых участков пути),
  • Р75;

по категориям качества:

  • В — рельсы термоупрочненные высшего качества,
  • Т1, Т2 — рельсы термоупрочненные,
  • Н — рельсы нетермоупрочненные;

по наличию болтовых отверстий:

  • с отверстиями на обоих концах,
  • без отверстий;

по способу выплавки стали:

  • М — из мартеновской стали,
  • К — из конвертерной стали,
  • Э — из электростали;

по виду исходных заготовок:

  • из слитков,
  • из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);

по способу противофлокенной обработки:

  • из вакуумированной стали,
  • прошедшие контролируемое охлаждение,
  • прошедшие изотермическую выдержку.

 

Рельс Р65: основные размеры и ГОСТ

  • Назначение железнодорожные
  • Тип рельса Р65

Описание

Высота 150,132,180 мм. Ширина 180,152,150 мм. Длина 12,42 м. Способ выплавки: из мартеновской стали. Применение: для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания. 

Ширококолейные рельсы Р65 – наиболее востребованный из наших товаров и потому мы предоставляем их по весьма умеренным ценам.

Рельсы железнодорожные Р65 ГОСТ Р 51685-2000 предназначены для звеньевого и безстыкового пути железных дорог, а также для производства стрелочных переводов. Данные рельсы являются самыми распространёнными на российских железных дорогах.

Рельсы Р65 различаются по классу годности:

  • новые - не стоявшие в пути;
  • Госрезерв - снятые с государственного резерва;
  • б/у 0 группа - рельсы без вертикального и бокового износа;
  • б/у 1 группа - рельсы с вертикальным износом от 1 до 4 мм;
  • б/у 2 группа - рельсы с вертикальным износом от 4 до 6 мм.

Категории:

- Термоупрочненные (Т1). Проходят объёмную закалку в масле, что придает рельсам более повышенную упругость и прочность.

- Нетермоупрочненные (Н). Не подвергаются закалке, в результате чего они легче поддаются изгибу. Используются в основном на кривых участках пути.

Наша компания поставляет как новые рельсы, так и старогодные, которые классифицируются по пропущенному тоннажу и по группе износа. 

 

Рельс Р50: основные размеры и ГОСТ

Их основные габаритные характеристики, в мм:

  • длина – 1250;

  • высота (полная) – 152;

  • ширина (подошвы) – 132.

В настоящий момент выпускаются по межгосударственному стандарту под номером 51685-2000. Жесткая стандартизация обуславливает широту их использования на железных дорогах не только России, но и стран СНГ. Прокатные изделия этой категории подходят для укладки в пути с грузонапряженностью, не превышающей 10-25 миллионов тонно-километров/км в год. В стандартных (не экстремальных) климатических и температурных условиях эксплуатации они формируют надежный и долговечный путь для передвижения локомотивов, вагонеток, тележек и других транспортных средств.

р 50

 

Общие параметры

В неофициальных документах (в том числе и в интернете) могут быть указаны и как рельсы 50Р – такое обозначение сравнительно редко, но все-таки встречается. Главное, что, вне зависимости от порядка записи, двутавровая жд направляющая должна отвечать следующим требованиям:

  • прямолинейность профиля и способность стабильно выдерживать указанное выше воздействие (10-25 млн ткм/км);
  • материал изготовления – электропечная сталь;
  • скручивание не превышает 1/10000 от габаритов;
  • вес погонного метра – 51,67 кг.

Эти изделия проката укладывают параллельно друг другу, скрепляя с соседними элементами и с опорами (шпалами). Формируется широкая колея, нагрузки на которую распределяются равномерно.

Так же существуют рельсы РП (промышленные). Они используются на путях промышленных предприятий (крановые, подъездные и пр.). По своим характеристикам фактически не уступают Р. Разница лишь в том, что ведется строгая проверка на соответствие всех показателей и измерений, в случае если прокат по какому-либо показателю не дотянул до необходимой нормы, устанавливаемой для магистральных путей. В результате они отсортировываются и маркируются как промышленные (РП). Разрешенная скорость движения по Р будет выше чем по РП. Вариант, используемый в промышленности, делается под ГОСТом 51045-97.

 

Область применения и описание к железнодорожным рельсам типа Р-50

Их укладывают в бесстыковые и звеньевые ЖД-полотна и активно используют при строительстве стрелочных переводов дорог широкой колеи, то есть точки перехода с главного ЖД-пути на примыкающий. Монтаж осуществляют параллельно, формируя маршрутную линию, закрепляя на шпалах и с соседними профилями.

Рельсы железнодорожные типа р50

Еще одна ниша, в которой используется этот вид металлопроката, – промышленные предприятия с их цеховыми помещениями. Универсальная высота рельса Р 50 (и другие стандартизованные параметры) позволяет использовать его для создания маршрутов движения вагонеток. Это дает удобную возможность организовать быструю транспортировку сырья, рабочих материалов, ископаемых, чем пользуются заводы и фабрики с обширными производственными площадями.

Также рассматриваемые металлоконструкции могут быть заменой уже эксплуатируемым на основных участках ЖД-полотна как на время ремонта, так и в качестве постоянных опорных элементов.

Как и все аналоги, рассматриваемые прокатные изделия выполняют функции:

  • являются направляющими, задающими вектор для движения транспортных средств;
  • распределяют полученные нагрузки по площади пути, делая давление равномерным, а значит максимально щадящим.

Рельсы Р50, по ГОСТу 51685-2000, могут исполняться термоупрочненными – в таком случае в их маркировке указывается «Т1». Но они в любом случае должны быть сделаны из электропечной стали с включениями примесей в химический состав не более 0,001-0,05% от общей массы (в зависимости от конкретного элемента). 

На сегодняшний день они подразделяются на следующие основные категории по группе годности, сроку службы, степени износа, внешнему состоянию:

  • Бывшие в употреблении (б/у), снятые в рамках модернизации полотна: Группы годности: 1 группа(вертикальный износ до 4мм), 2 группа(вертикальный износ 4-6мм), 3 группа(вертикальный износ 6-10мм).
  • Восстановленные - с минимальным вертикальным износом (от 0 до 1,5 мм), ранее стоявшие в пути. Такие рельсы очищаются от «рыжего» налета и окрашиваются антикоррозионным составом.
  • Старогодние без износа: демонтированные с неиспользовавшихся маршрутов или с минимальной эксплуатацией. На них отсутствует как вертикальный, так и боковой износ.
  • Новые с хранения. Практически не отличаются от свежеотлитых. Это элементы жд проката, заложенные после выпуска в государственный резерв на некоторый период времени и снятые с него по истечении срока закладки (консервации). Как правило такой прокат покрывается специальной консервационной смазкой для предотвращения воздействий некоторых факторов окружающей среды.
  • Неиспользованные, с хранения на различных территориях.
  • С конвейера завода.

В последнем случае допускается выпуск металлоконструкций с несколько измененными показателями классов точности и прочности, по индивидуальной договоренности с заказчиком.

Интересная статистика: более 95% выпускаемых сегодня прокатных элементов предназначены именно для широких колей, и 3/4 из них составляют именно «пятидесятые» и «шестьдесят пятые». Откуда такая популярность?

Причин для повальной востребованности сразу несколько:

  • Полная высота рельса Р50, ширина головки (и другие его габаритные характеристики) являются стандартом со времен раннего СССР. Из них создавали тысячи километров ЖД-линий. Они актуальны и остаются «классикой», отказываться от которой сейчас нет смысла.
  • По своим эксплуатационным показателям прочны и долговечны, как Р65, выпускаются в таких же вариантах длины – по 12,5 и 25 м, – в термоупрочненном исполнении длительно выдерживают температурные и климатические воздействия. При этом они легче (массу мы отдельно приведем ниже), а значит не так серьезно нагружают шпалы и подушку грунта.
  • Раз они обладают минимальным (по сравнению с аналогами) весом, значит и стоят дешевле. Добавьте сюда меньшую цену элементов крепежа, и получите минимизацию затрат при проектировании и строительстве ЖД-полотна. Владельцы частных путей, к которым не предъявляются высокие требования, зачастую разумно экономят именно таким способом.

рельсы р 50 технические характеристики

 

Допуски и отклонения, размеры

Задаются по отношению к срезу профиля и регламентируют изменение симметрии в следующих рамках:

  • головка – до 0,3 мм;
  • основание – до 1 мм.

Естественно, если металлоконструкция не соответствует данным требованиям, она не может считаться пригодной к укладке на ЖД-участках общего назначения.

 

Длина рельса Р50 и допуски

Для удобства мы свели их в таблицу, наглядно показывающую зависимость.

размер, м погрешность, мм
12,38 +/- 6
12,42
12,46
12,5
12,52
24,84
24,92
25 +/- 20

Также возможны отклонения по высоте (0,5 мм), по ширине верхушки и подошвы (0,5 и 1 мм соответственно), по толщине шейки (1 мм). При этом вогнутость основания не допускается. Погрешность расположения и диаметра болтовых отверстий может достигать 0,7 мм.

В толще стальной конструкции не должно быть флокенов, включений шлака, постороннего металла или других инородных примесей, расслоений, пятен ликвации, корочек и трещин. Неприемлемы не только внешние дефекты, но и внутренние, выявляемые посредством ультразвукового контроля.

Рельсы р50 гост

Поверхность Р 50 по ГОСТам – чистая и гладкая, то есть без пленок, трещин, раскатанных загрязнений, продольных и поперечных царапин, окалины, закатов, продиров, подрезов, вмятин, пузырей, морщин, волосовин. Все эти нежелательные элементы можно удалять – путем пологой зачистки. Только следует вооружиться именно абразивным инструментом, а не действовать методом прижога. Глубина обработки прокатного изделия – от 0,35 до 0,5 Е и от 0,5 до 1 Р, в зависимости от класса качества и положения проблемного места.

На торцах перечисленные дефекты также недопустимы, более того, нельзя, чтобы на кромках оставались наплывы и/или заусенцы. Для устранения этого по краям снимается фаска 3мм под углом 45°.

 

Чертеж рельса р 50 с допусками

р50 размеры

Размеры, сведенные в таблицу

Для наглядности сравним их с аналогичными показателями других популярных жд металлоконструкций.

 Параметр Р50  Р65  Р75 
 Высота, мм  
 основания  27 30  32 
 шейки  83  105
 верхушки  42 45  55 
 полная  152  180  192
 Длина, м  12,5 или 25
 Ширина, мм  
 подошвы  132  150
 головки сверху снизу   70,2 72  73  75  72  75 
 Толщина шейки, мм  16  18  20

Как видите, показатели достаточно близки: это обуславливается тем, что различные двутавровые профили должны выдерживать примерно одинаковые температурные и климатические нагрузки. Хотя даже миллиметры разницы сыграют роль в течение эксплуатации – отсюда отличия в сфере применения (которую подробно рассмотрим ниже) и сложность полной совместимости.

 

Сверление рельсов железнодорожных типа Р50

Материал двутавровых балок сравнительно плохо поддается обработке. Поэтому рекомендуем воспользоваться специальными сверлами – с твердостью до 388 HR (шкала Бриннеля) и до 41 HRC (шкала Роквелла).

Делая отверстия под болты необходимо учитывать, что их размеры и расположение строго стандартизированы. Например, диаметр должен быть 34 мм, с допуском +/- 0,7. Обязательны 1,5-3-миллиметровые фаски, снятые под 45-градусным углом. Отступ от кромок тоже регламентирован межгосударственным стандартом 51685-2000.

По индивидуальным пожеланиям заказчика можно выпустить металлоконструкцию с другим количеством и размещением технических отверстий. Хотя эксплуатировать ее в дальнейшем, скорее всего, можно будет только на объекте клиента. 

железнодорожные рельсы р50

Рельсы Р 50: технические характеристики в таблице

Приводим те важные показатели, которые не вошли в предыдущие таблицы, и сравниваем с аналогами.

 Параметр  Р50  Р65  Р75
 Масса, кг  
 1 погонный м  51,67  64,88  74,41
 прокатное изделие 25 м  1292  1618  1860
 Площадь поперечного сечения, см2  65,99  82,65  95,04
 Расстояние до центра тяжести, мм  
 верх  низ детали 81,5 70,5  98,7 81,3  103,8 88,2
 Распределение площади, в % по профилю  
 основания  37,4  36,1
 шейки  24,5  28,5  26,5
 головки  38,1  34,1  37,4
 Момент сопротивления, см3  
 по грани подошвы  55  75  89
 по низу  285 435   509
 по верху  247  358  432
 Момент инерции по осям, см4  
 вертикальная  375  564  665
 горизонтальная  2011  3540  4489

_______________________

Теперь, когда вы знаете не только высоту «пятидесятого», но и остальные его технические характеристики, особенности и преимущества, можно решить, подойдет ли он для строительства ЖД-сообщения на объекте. 

 

 

 

Рельсы типа Р75

Рельсы типа Р75 используют по особым указаниям МПС. На главных путях, где скорость движения пассажирских поездов превышает 100 км/ч, старогодные рельсы для повторной укладки (кроме одиночной замены) применять не следует. При этом величины грузонапряженности принимают на год укладки рельсов в путь; подъездные, карьерные и другие пути с организованным движением поездов следует относить к главным путям.

Обобщение отчетных данных железных дорог и материалов о выходе рельсов показало, что за последнее время ежегодно более 100 тыс. шт. старогодных рельсов укладывают в одиночном порядке в главные линии разной грузонапряженности для замены остродефектных и дефектных рельсов и пополнения по километрового запаса рельсов, что составляет около 10 % объема капитального ремонта пути. Срок службы таких старогодных рельсов после перекладки в ряде случаев составляет только 4—20 млн. т брутто. В связи с этим, как показали данные анализа одиночного изъятия рельсов на ряде грузонапряженных участков, первоначальный километровый запас новых рельсов, оставленный при капитальном ремонте пути в объеме 2 шт/км, был уже израсходован после пропуска 200—300 млн. т брутто.

Поскольку при дальнейшей эксплуатации пути остродефектные рельсы заменяют старогодными рельсами, нужно особое внимание обращать на формирование и пополнение покилометрового запаса рельсов, проверять по маркировке группу годности старогодных рельсов и подвергать их дефектоскопному контролю, а при укладке в путь обеспечивать разницу по высоте со стыкуемыми рельсами не более 1 мм и не допускать разворота рабочей гранью наружу колеи (поперечные трещины дефекта 21 в зоне растяжения развиваются з несколько раз быстрее).